Логотип Российское Объединение исследователей религии (Russian Association of Scholars in Religion)
Логотип  Общероссийская общественная организация
Логотип
Логотип
Версия для печати

А.А. Павлович (Пермь)

Праксеологический аспект анализа ненасилия

Исходя из дискурса русского языка, ненасилие представляется деятельностью, отличающейся от насилия. Оно может достигать степени противостояния манифестирующему насилию. В соотношении этих понятий насилие выступает как необходимый общественный процесс, а ненасилие индивидуально, свободно и случайно: оно может быть, а может и не быть. При этом, формально рассуждая, насилие есть негативное различение от позитивной общественной силы. Такой дискурс речи позволяет установить цепочку терминов «сила — насилие — ненасилие», представляющую сеть действительных отношений общества и феноменов сознания, проникающего в эти отношения. В этой цепочке ненасилие не является базовым и основополагающим, но составляет, пожалуй, инновационный фактор.

Сила имманентна бытию. Она есть состояние, а тем самым и функция чего-то субстанциального и изменчивого. Сила свойственна чему-то или кому-то, но прилагается и к иному . В отличие от силы насилие осуществляется над чем-то . В насилии сила выходит за свои внутренние границы и, пожалуй, становится трансцендентальной самой себе. Насилие ценностно негативно, а сила позитивна в личностной и общественной жизни, если речь идет о нормативном бытии.

Ненасилие предполагает активность лица по отношению к чему-то и кому-то. Ненасилие есть сила, направленная против насилия. Онтологически ненасилие и имманентно, и трансцендентально. Оно — более сложный феномен личности и общества, чем сила и насилие. Ненасилие более хрупко и ситуативно, нежели сила и насилие. Ненасилие есть своеобразная «надстройка» над силой и насилием.

Итак, терминологически-языковое обращение к ненасилию выявляет его включенность в целое, в котором есть и иные компоненты: сила и насилие. Пожалуй, это «доказывается» чувственно и эмоционально тем, что человек постигает в отношении самого себя. Сила ему нужна для решения задач, она задействует его волю и решимость. Насилие человек ощущает как то, что осуществляется над ним и вопреки его воле, и что он сам может осуществлять, а не только другие лица. Ненасилие человека предполагает осмотрительность : ведь его сила или насилие могут «навредить» тому, что, с его позиции, в этой ситуации недопустимо.

Чувственно ненасилие может явственно предстать перед личностью. Так, например, постигается библейский рассказ о восхождении Христа на Голгофу, его распятии и смерти. Тело Христа растерзано ударами, на голове терновый венок и надо еще нести тяжеленный крест, поднимаясь на возвышенность. При этом враги осыпают его проклятиями, осуждениями и издевательствами, а друзья и ученики прячутся и не облегчают участи. Однако Христос претерпевает все мучения. Он не сопротивляется, не применяет ни силы, ни насилия по отношению к обидчикам. Наверно, даже инстинктивно человек, находящийся в такой смертельной ситуации, стал бы сопротивляться, протестовать, вырываться или попытался бы прервать эти муки преждевременно, еще до распятия. Но тогда эти действия представляли бы собой не ненасилие, а проявления силы или насилия по отношению к обвинителям. Феноменология ненасилия, финального для человеческой жизни Христа, становится нарративом, который можно осмыслить понятийно.

Смысл долготерпения Христа перед смертью в том, чтобы взять на себя грехи людей, среди которых не только его противники и враги, но и друзья. Ненасилие Христа проводится последовательно вплоть до момента смерти. Ненасилие Христа практично , представляя собой реальную, символическую и духовную расплату за грехи людей. Как практика, ненасилие не воображаемо, не иллюзорно, но опирается на знания, волю и веру. Эта вера трансцендентна: доверие Богу Отцу, которому Христос «вручает» свою жизнь. Эта трансценденция постигается в повседневности в рамках христианской культуры. Вера обладает действенностью и может «регулировать» экзистенциалы — боязнь, страх, ненависть, мучение, терпение и готовность на смерть. В ненасилии Христа практическое (его «дело») противостоит экзистенциальному и ценностно выше его.

Ценностно ненасилие направлено на то, чтобы противостоять конкретному многообразию значимого в сфере сущего и вводить иные значения и смыслы. Оно отрицает определенные негативные ценностные аспекты в реальной ситуации. Ненасилие, как экзистенциально осмысленное, есть идеал , который является ценностью неблизкой, недостижимой, трансцендентальной и трансцендентной. Понятно, что идеалы хрупки, беззащитны, и требуется значительная сила для их осуществления.

Скептически же говоря, идеалы вообще не осуществимы, а вместе с ними проблематично и ненасилие, как функция и средство. Оно сиюминутно и ситуационно. Критика скептицизма по проблеме ненасилия понуждает к позитивной разработке ее аспектов. Ценностный аспект анализа ненасилия актуален в культурологическом и мировоззренческом планах, демонстрируя многообразие позиций, имеющихся в обществе и конкурирующих между собой.

То насилие, которое Христу пришлось преодолевать посредством ненасилия, есть власть , враждебная его деятельности. Всякая власть есть определенная конфигурация взаимосвязи силы и насилия в обществе. Власть изначально свойственна культуре. В природе, соглашаясь с терминологией, все рождается и порождается, а тем самым и умирает. Человек, как и все природное, также рождается и умирает, но он живет и действует еще в сфере культуры. Артефакты культуры обеспечивают преемственность взаимосвязи в жизни индивидов, поколений людей, их общностей и обществ. По-видимому, изначально власть в обществе возникает во взаимоотношениях «мы» и «они», каждое из которых есть определенная общность. «Мы» обладает силой лишь тогда, когда применяет насилие и к природе, и к общности «они». И наоборот, «они» обладают силой, когда действуют насильственно по отношению к природе и общности «мы».

В «мы» взаимоотношения многих «я» выстраиваются во взаимосвязи с противоборством «мы» и «они». Тут власть есть соотношение силы и насилия. Вместе с тем в общество входит война как ведущая «человеческая» сила развития (в то время как животные не воюют друг с другом, а борются за существование). В таких исторических обществах ненасилие , на наш взгляд, ограничивается рамками взаимоотношений, возникающих между многими «я», в пределах «мы». Ненасилие здесь носит личностный, ментальный и практический характер, изначально преимущественно развертываясь социально в рамках общности, свойственной «мы».

С появлением городов, ремесел, государств, частной собственности формируются цивилизации. В условиях цивилизаций противостояние «мы» и «они» ослабевает, так как такие общности людей зачастую оказываются включенными во властные системные отношения. Поэтому стало возможным применение ненасилия «мы» по отношению к общности «они». Однако развитие индивидуализированных «я» уже требует власти «оно» , т.е. того, что само по себе трансцендентно, и становится достоянием культуры людей и фиксируется в вере. Тем самым устанавливается баланс и гармония как естественного состояния (природного) и искусственного (культурного), так и сверхъестественного (сферы трансцендентного). Действие власти приобретает всеобщность в сферах личности и общества, а между знанием и верой устанавливается конфигурация, сконструированная культурой и исторической эпохой.

Итак, осмысление ненасильственных действий Христа, как человека, возможно лишь тогда, когда охватываются аспекты культурного и трансцендентного, а также проблематика власти. Ненасилие Христа — источник новых ценностей, которые встречают насильственное сопротивление.

Обратимся к важному для контекста философии ненасильственному поведению Сократа. Три гражданина Афин предъявили ему разные обвинения, и демократичный суд, где Сократ дважды выступал в свою защиту, приговорил его к смерти. В ходе процесса друзья могли бы представить выкуп за жизнь Сократа и могли бы помочь бежать ему из тюрьмы, но все это он отверг и «свободно» выпил яд. Так, впервые в цивилизации Запада философ был осужден на смерть за свое философствование. Можно по-разному интерпретировать этот последний прижизненный поступок Сократа, тем более зная, что через несколько лет его сограждане поставили ему памятник и осудили его обвинителей. Рассмотрим его ненасильственное поведение по отношению к действиям противников через призму идей философии Сократа.

Философствование Сократа положило начало парадигме классической философии Запада. Сократ философствовал, позиционируя натурфилософам в их усилиях найти субстанциальные начала космоса. Софистам он позиционировал в отношении их релятивизма по поводу истины, элементов скептицизма и сенсуализма. Сократ строил свою философию антропоцентрически, проводя принцип рационалистической гносеологии, развивая этику, как дисциплину личности в плане добродеятельности. Основные новации Сократа

были подхвачены Платоном и Аристотелем и впоследствии развивались далее, вплоть до представления в системе философии Гегеля.

В диалоге Платона «Пир» Сократ, излагая свою мысль словами Диотимы, рассуждает так:

« — Так кто же, Диотима, — спросил я, — стремится к мудрости, коль скоро ни мудрецы, ни невежды философией не занимаются?

— Ясно и ребенку, — отвечала она, — что занимаются ею те, кто находится посредине между мудрецами и невеждами, а Эрот к ним и принадлежит. Ведь мудрость — это одно из самых прекрасных на свете благ, а Эрот — это любовь к прекрасному, поэтому Эрот не может не быть философом, т.е. любителем мудрости, а философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой» .

У этой аргументации Сократа имеется мифологический контекст, который для него и его современников был убедительным. Сама же установка, что философ занимает промежуточное положение между мудрым (божественным или, в частности, интеллектуальным) и невеждой (обыденным миропониманием), стала классической на Западе. Получается, что философ лишь любит мудрость, не основывая ее ни на любви, ни на власти, т.е. он не действует и не заявляет. Тем самым он не понимает, что может представлять позицию власти, как силы, прибегающей при необходимости и к насилию. Известно, что Платон пытался преодолеть эту апорию, представив в «Государстве» философов в качестве сословия управляющих. Однако позднее в диалоге «Законы» от этой идеи он отказывается.

В майевтике Сократа приоритет в соотношении мысли и слова отдается понятийной сфере, да и добродетели Сократ понимает рационалистически. Сократ не постигает еще значимости воли и веры. Такой подход Платон развивает в учении об идеях. Однако еще софисты (например, Горгий) полагали, что слово — великий «владыка». Они учили риторике, чтобы побеждать в спорах, и считали себя учителями мудрости. Софисты оказались просветителями, направлявшими учеников на завоевание демократической власти. Напротив, аристократизм позиции Платона сделал его лишь «просветителем» тиранов Сиракуз, что оказалось неэффективным.

Итак, философ в традиции классической философии — это интеллектуал , ищущий истину. Исходно образ классического философа Запада конституируется, опираясь на логику и этику. При этом недооцениваются властные отношения в обществе. Аристотель в трудах по этике, в частности, развернул учение о праксисе ( praxis ), как деятельности людей. Антропологически мысля, эту линию продолжил Кант. В контексте просвещения Нового времени он создал учение о практическом разуме, который значимее теоретического разума. Именно в парадигме классической философии Запада была создана праксиология — философская теория деятельности, нацеленная на должное бытие, противостоящее сущему бытию. Ценностно праксиология основывается на учениях о добродетели и долге.

Маркс открыл технологическую значимость природы для общества и определил человека как производительную силу общества. Практика определяется в марксизме как чувственно-предметная деятельность, сущностная для революционного преобразования общества. Однако марксистская критика классической праксиологии недостаточна для анализа ненасилия, как той практической деятельности, которая основана на личностном и духовном компонентах.

Ницше основательно критикует классическую парадигму философии Запада. Философема Ницше фиксирует силу жизни в «воле к власти». Деятельность Христа (а вместе с этим и его ненасилие) он определяет как свойственную сверхчеловеку, в то время как современные ему христиане в силу своей «слабости» убили бога, что ведет к «смерти» человека.

Во второй половине ХХ в. складывается философская концепция деятельности, которую мы определяем как праксеологию , отличную от классического учения — праксиологии. Праксеология анализирует повседневность как множественность практик, среди которых есть не только материальные по форме, но и интеллектуальные, и духовные. Праксеология предполагает такой анализ множественности практик, который следует осуществлять разными средствами — рефлексивно, феноменологически, экзистенциально, герменевтически и аксиологически. Синтезирующим моментом при этом должно быть то последующее властное осуществление практик , которое окажется ценнее, чем действующая повседневность. Праксеология не исключает праксиологии, но указывает границы ее применимости и дополняет ее.

Если анализировать праксеологически ненасильственное поведение Сократа, то при этом вскрывается различие с праксиологическим видением, вдохновившим действия Сократа. Ведь он сам выступает в суде, вместо того чтобы доверить это адвокатам, в качестве которых выступили бы его друзья. Его стремление всегда искать истину не убедило судей в ходе разбирательства по поводу предъявленных ему обвинений. В тюрьме Сократ рассуждает о том, что в Аиде прекрасно будет беседовать с Гомером и Гесиодом и что вообще философствование есть подготовка к смерти. Он вдохновлялся добродетелью — необходимостью подчинения закону, т.е. решению демократического органа полиса. И это правильно с позиции праксиологии . Однако праксиологический дискурс фиксирует, что решение суда было несправедливым, а преждевременный уход из жизни Сократа лишил человечество возможности использовать плоды несостоявшегося, но, без сомнения, плодотворного его последующего философствования . Кроме того, рационализм Сократа, не признающий в отличие от Христа трансцендентной веры, подорвал и его личностную веру в собственное «дело» жизни — убеждать афинян заботиться о душе более всего. Следовательно, праксеологическая критика ненасилия Сократа обращает внимание на проблемы воли, веры и власти, в отношении которых знания Сократа оказались недостаточными.

Праксеологический анализ предсмертного ненасилия Христа позволяет выявить, в частности, такую ценность, которая стала общечеловеческим достоянием. Таково терпение . «Бог терпел и нам велел» — это наследие не только верующих, но всех культурных людей Запада.

Итак, если ненасилие, как грань властного отношения во взаимосвязи силы и насилия, имеет ценностное значение, то оно праксеологично , т.е. личностно и общественно значимо. Антиномия ненасильственного творчества ценностей общества и экзистенциального бытия человека (вплоть до готовности к смерти) не разрешается праксиологически. Но праксеологически эта антиномия может быть разрешена, если личность отыскивает гармоничное сочетание знаний, дела, воли, веры и власти. Пожалуй, все новые ценности формируются не через насилие, но лишь посредством ненасилия. Эта констатация может внести трагедию в жизнь человека, создающего ценности. Ненасилие ценностно креативно, но экзистенциально оно драматично.

Платон. Сочинения: В 3 т. Т. 2. М.: Мысль, 1970. С. 134.


      © 2004 — 2009 Дизайн — Студия Фёдора Филимонова
      © 2004 — 2009 Содержание — “Объединение Исследователей Религии” —при использовании материалов сайта ссылка обязательна.