А.Л. Баргтейл (Пермь)
Насилие и ненасилие в иудаизме (теория и практика) Иудаизм резко осуждает насилие и утверждает, что мир человека с Богом, мир с самим собой и с другими людьми не отделимы друг от друга. По свидетельству пророка Исайи, мир есть плод правды. Танах (Библия) говорит о правде Божьей и правде человеческой. Обе эти правды имеют отношение к Завету, заключенному Богом с народом и предполагают безусловную верность Завету. Нарушая союз с Богом, люди лишаются и правды мира. Библейские заповеди требуют справедливого отношения к ближнему, установления в обществе мира, спокойствия и порядка. Правда, мир и общественный распорядок утверждаются усилиями людей, но именно как дар Божественной правды и плод верности Богу.
Войны являются наиболее опасным проявлением насилия. Они нарушают мир, Божественную правду и обнажают скрытый духовный недуг человечества ? братоубийственную ненависть. Библия рассматривает убийство, без которого не обходятся войны, как тягчайшее преступление перед Богом еще на заре священной истории. Закон Моисеев гласит: «Не убий!». В Библии крови придается сакральное значение, поскольку кровь ? это жизнь. Кровь оскверняет землю ? говорит Священное Писание. Но тот же библейский текст предостерегает тех, кто прибегает к насилию: земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью пролившего ее. Борясь с грехом, важно не приобщиться к нему. Во всех случаях сердце не должно оказываться во власти недобрых чувств. Только победа над грехом в своей душе открывает человеку возможность справедливого применения силы против зла.
Следуя Закону Моисея, синагога считает войну злом. Однако синагога не запрещает брать оружие, если речь идет о защите близких или о восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным, необходимым средством защиты. Иудаизм во все времена относится с величайшим почтением к воинам, которые ценой своей жизни оберегают справедливость, жизнь и безопасность ближних. Хотя в ходе войны требования справедливости далеко не всегда соблюдаются, но в какой-то мере они удерживают воюющих людей от чрезмерной жестокости.
Разумеется, не всегда легко отличить войну, в основе которой лежит агрессия, от войны оборонительной во имя справедливости. Поэтому синагога не предлагает однозначной классификации: каждое военное столкновение требует конкретного рассмотрения. При определении войны как справедливой или несправедливой, синагога принимает во внимание и такие факторы, как допустимые методы ведения борьбы, гуманное отношение к раненым, к пленным, к мирному населению.
Благословенное Богом завоевание Ханаана под предводительством Иисуса Навина происходило, скорей всего, не так быстро и героически, как это описано в Библии. Однако археологические данные подтверждают, что битвы были довольно жестокими. Позднее, в период Царств, потомки Авраама проявили несомненные воинскую доблесть и тонкое стратегическое чутье, в смелом отпоре против численно превосходящих противников. Как известно, еврейское государство, в конце концов, пало от войск Римской империи. В противостоянии римлянам и в восстаниях против оккупантов погибло более миллиона евреев. В 133 г. н.э. завоеватели разрушили Иерусалим, и евреям было запрещено впредь даже ступать ногой на «святую землю». Они оказались в вынужденном рассеянии в десятках странах мира. Правда, небольшими группами евреи все же продолжали жить на «святой земле» и не переставали возвращаться на нее, чтобы умереть именно здесь.
В псалом 136 вошла клятва: «Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя. Прильни язык мой к гортани моей, если я не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалим во главе веселия моего». Находясь в диаспоре, ощущая себя изгоями в окружении иноверцев, трижды в день, иудеи молят Бога, чтобы Он вернул еврейский народ на родину. Каждая пасхальная служба иудеев завершается словами надежды: «На следующий год ? в Иерусалиме». Идея непременного возврата из изгнания в Палестину глубоко вошла в религиозно-мистическое самосознание евреев, а в конце ХІХ в. получила теоретическое обоснование в светской идеологии сионизма.
С утратой государственной самостоятельности, евреи, как правило, оказывались в странах рассеяния в положении гонимых иноземцев. Впрочем нередко им случалось служить в войсках страны обитания (в частности, в Испании), защищая города, в которых они жили. Например, выдающийся ученый и политик Шмуэль ха-Нагид был даже военачальником мусульманской Гранады в ХІ в. Но, как правило, в странах диаспоры евреям запрещалось носить оружие, и в самообороне против вооруженного насилия они оставались крайне уязвимыми. Так, во время начавшегося крестового похода 1096 г. обезоруженные евреи долины Рейна оказались совершенно беззащитными перед фанатиками, требовавшими от осажденных: «Крещение или смерть»! Евреи решились на самоубийство.
Такого рода ритуальные самоубийства («кидуш ха-Шем» ? пострадавшие во славу Божьего имени) издавна были узаконены раввинами и опирались на риторику полного непротивления насилию, принятия роли искупительной жертвы. Риторика крайнего пацифизма особенно глубоко вросла в менталитет диаспоры и находила свое оправдание в убеждении, что истинная сила евреев заключена не в мече, а в вере, и в грядущей жизни за такую смерть воздастся. В этом же мире выживание евреев диаспоры во враждебном окружении зависит-де не столько от умения защитить себя, сколько от умения найти себе покровителей.
Постоянное внутреннее напряжение, которое из века в век (особенно во времена позднего Средневековья и обычного заточения в гетто) испытывали евреи, привело к тому, что они обрели особый взгляд на окружающий их мир. Иудаизм учит, что евреи должны быть лояльными жителями стран проживания. Уважение к законам и обычаям страны обитания, нередкая симпатия к коренным жителям стали у евреев неотделимыми от ощущения едва ли не постоянной угрозы со стороны фанатиков и едва ли повсеместными проявлениями антисемитизма. Однако когда военная опасность угрожала их новому отечеству, евреи находили в себе силы выходить за пределы гетто и защищать страну обитания. Так было во многих государствах диаспоры, так было и в России.
Летом 1812 г. армия Наполеона перешла границы России. Один из крупнейших отечественных еврейских мыслителей той эпохи Шнеур-Залман гневно обличал чужеземного агрессора: «В основе характера Наполеона лежат две черты: гнев и жестокость, стремление истреблять без жалости множество душ, готовых бороться за Отечество вплоть даже до собственной гибели. Наполеону присущи заносчивость и гордыня, при которой все военные победы он приписывает собственной мощи и силе своего ума». Шнеур-Залман призвал соплеменников к сопротивлению наполеоновскому нашествию. Не желая оставаться на занятой французами территории, он отступал с русскими войсками и скончался в пути. В русском обществе с невольным удивлением и благодарностью признали, что, несмотря на многие ущемления в гражданских правах, российские евреи стали верой и правдой служить своему Отечеству на оккупированной Наполеоном территории. С помощью так называемой «еврейской почты» они организовали своевременную доставку донесений русской армии, а затем стали ее надежными разведчиками .
Суровые уроки пребывания евреев в диаспоре опровергали раввинскую риторику непротивления насилию и стратегию приспособленчества. Особенно наглядными были эти уроки в отечественной истории. Травля, гонения и даже кровавая бойня евреев ? нередкие трагические эпизоды в этой истории. Так, от резни казаков Богдана Хмельницкого (1648?1649 гг.) погибло, по некоторым подсчетам, более ста тысяч евреев. Позднее для евреев в западной части Российской империи была установлена «черта оседлости» с запретом выезда за ее пределы. Евреев понуждали к насильственному крещению. Некрещеных евреев, как правило, изгоняли из крупных городов, нередко сжигали их синагоги. С конца ХVІІІ в. в США и во Франции евреи получили равноправие. Но в дореволюционной России они не имели правовой защиты. Власти попустительствовали гонениям. Так, в 80-х гг. ХІХ в. волна погромов прокатилась по югу России. Сотни еврейских общин были разгромлены. Более ста тысяч евреев были разорены, а двадцать тысяч остались без крова. Погромы особенно явственно свидетельствовали о несостоятельности риторики раввинов, о крахе наивной идеи пассивного непротивления насилию.
Отчетливо осознав, что власти практически ничего не делают, чтобы защитить их от фанатичной и беснующейся толпы, многие евреи пришли к выводу о необходимости организованного противостояния насилию. К этому решению особенно подтолкнул ужаснувший весь мир Кишиневский погром 1903 г. Погром вынудил сотни тысяч российских евреев к эмиграции в США. Пассивный пацифизм евреев, еще внимающих риторике раввинов, был едко осмеян Хаимом Нахманом Бяликом в поэме «Сказание о погроме», написанной после Кишиневского погрома и переведенной на русский язык видным сионистом В. Жаботинским. Многие еврейские общины начали создавать отряды самообороны. Их организатором стал Бунд ? светская партия, созданная в 1897 г. для революционной агитации в еврейской среде. Плохо вооруженные отряды самообороны все же сумели оказать достойное сопротивление погромщикам в Гомеле, Житомире и в некоторых других регионах дореволюционной России. Кстати, такой отряд был создан и в Перми. Правда, он никак не проявлял себя, так как в Перми антисемитских погромов практически не было, хотя черносотенцев было вполне достаточно. Губернские власти не давали им возможности распоясаться, всячески ограничивали антисемитскую пропаганду, запрещали выход в свет шовинистских изданий.
Отказ от парадигмы пассивного смирения перед насилием свидетельствовал о перемене в еврейском самосознании. Обращение к идее противостояния насилию говорило также и об изменении отношения евреев к собственной истории. Отныне они должны были активней ковать свою судьбу. Возникшие в конце ХІХ? начале ХХ в. новые политические движения (Бунд, сионизм и др.) разделяли эту концепцию, хотя раввины-ортодоксы продолжали проповедовать смирение перед испытаниями, «ниспосылаемыми Богом евреям с целью проверки крепости их веры».
На переломе ХІХ?ХХ вв. в политической борьбе против самодержавного строя русские революционеры стали все чаще прибегать к физическому насилию. Так, народники и эсеры осуществляли покушения на наиболее одиозных представителей власти. Участие евреев в организации «Народная воля» было незначительным, но в партии эсеров они играли весьма активную роль. Напомним некоторые их имена: Марк Натансон, Григорий Гершуни, Хаим Житловский и др. В 1902 г. бундовец Григорий Леккерт пытался убить генерал-губернатора Вильно. И все же уже в те годы террор как метод решительно отвергался большинством еврейской общественности, так как противоречил библейской заповеди не проливать кровь невинных, а, кроме того, он вел к ужесточению репрессий со стороны властей.
Проблема ненасилия тем временем продолжала все более оживленно дискутироваться в еврейском общественном мнении. Бундовцы и сионисты отвергали образ послушно внимающего раввинам, непрестанно молящегося Богу еврея-непротивленца, смирившегося с гонениями и своими пресловутыми слабостями. Бундовцы призывали к формированию нового образа еврея в диаспоре, стремящегося к защите национального достоинства, к равноправию и социальной справедливости. При этом, выходя за пределы узконациональных интересов, идеологи еврейского движения спорили и о том, допустимо ли в принципе применение организованного насилия для справедливого преобразования общества. Бундовцы, в этом вопросе следуя идеологии марксизма, призывали к использованию вооруженного насилия. Они утверждали, что насилие спасает и возрождает порабощенный народ. Оно дает ему возможность, разрушая несправедливый строй, вернуть себе свободу, достоинство и единство.
Подавляющее большинство сионистов не разделяло идеализации насилия. Эту тему особенно обострила все более и более актуализирующаяся идея возврата евреев на землю праотцов, возрождения независимого государства. Как уже отмечено, идею возврата на землю праотцов особенно питали религиозно-мистические мотивы, соединенные со светской идеологией сионизма. Но постоянные еврейские поселенцы, а в особенности переселенцы (новые иммигранты), столкнулись в Палестине с террором и стратегией геноцида со стороны арабских боевиков.
Напомним: насилие в сионистской идеологии понимается как вынужденное и крайнее средство для сбережения плодов труда. Оно законно и тогда, когда применяется ради возвышенной цели. Поэтому многие сионисты, ратуя за восстановление еврейского государства, отвергали идеологию крайнего пацифизма. Писатель-сионист М. Бердичевский заявлял, что слепое следование риторике раввината привело к настоящему духовному порабощению евреев, отгородило их от жизни, и пропагандируемая синагогой идея непротивления превратилась в рассудочное оправдание их покорности. Для выживания еврейской нации необходимо отказаться от иссохшего иудаизма, внести в сионистское движение дух воинственности, понять, что сила ? это движущее начало истории.
М. Бердичевскому оппонировал умеренный сионист, выдающийся деятель еврейской культуры Ахад ха-Ам. Он настаивал на том, что нравственность еврейского народа базируется на этике не физической силы, но силы духовной. И в этом-де заключена самая благородная суть иудаизма. Сионизм не имел бы никакого оправдания, если бы «довольствовался поселением на Востоке еще одного народа, соперничающего с другими левантийскими народами в пролитии крови, в мести и гневе». Очень схожи с идеями Ахад ха-Ама были взгляды писателя Аарона Гордона, который считал, что заселение Палестины евреями должно проходить под знаменем «идеи труда». Он страстно выступал против лозунга, выдвинутого организацией еврейской самообороны «ха-Шомер» («Стража»): «Иудея пала в огне и крови ? в крови и огне Иудея возродится». Этот лозунг, по мнению А. Гордона, противоречит благородной идее стать народом, воплощающим идеалы человечества.
Сторонники Ахад ха-Ама и А. Гордона в 1925 г. создали в Иерусалиме общество «Брит шалом» («Союз мира»). Эта влиятельная группа сионистов призывала еврейских поселенцев к полному отказу от применения насилия, которое-де составляет одно из проявлений язычества. Они считали, что сионизм должен покорять умы людей кротостью и справедливостью, стремиться к терпеливому диалогу с арабами и склонять их к сотрудничеству. Только таким образом, утверждал «Брит шалом», возможно вдохнуть новые силы в еврейское самосознание и создать в Палестине еврейский национальный очаг.
Виднейший идеолог сионизма В. Жаботинский проницательно уловил глубинную конфликтность еврейско-арабских отношений и предсказывал, что поселенцы надолго будут вынуждены прибегать к вооруженной самозащите от геноцида. По мнению Жаботинского, главным лозунгом дня евреев, возвращающихся в Палестину, должно стать: «Юноши, учитесь стрелять!». Независимость не выпрашивается, но приобретается с опорой на вооруженную силу. Впрочем, В. Жаботинский не поэтизировал и не воспевал войну. Он утверждал, что объективная логика сложившейся политической ситуации (необходимость противостояния вооруженным арабским террористам) вынуждает евреев к вооруженной защите, созданию армии. К тому же, армия станет для еврейской молодежи великолепной школой дисциплины и воспитания духа братства и равенства.
Крайне правые сионисты призывали ответить на террор боевиков адекватно, как спровоцированная , ответная реакция на арабский терроризм. Резко возражая правым, умеренные идеологи сионизма настаивали на том, что в защите от арабских террористов исконные евреи-поселенцы и иммигранты не должны копировать методы боевиков, применять силу крайне осторожно, строжайше соблюдать требования нравственности, ни в коем случае не проливая кровь невинных людей.
В 30-х гг. руководство ишува (палестинской общины) было вынуждено организовать воинские отряды Пальмах, составившие впоследствии основу армии обороны Израиля. Продолжающийся десятилетиями со стороны арабских боевиков террор против евреев не мог не повлиять и на мировое общественное мнение. Оно все более отчетливо осознавало, что перед лицом геноцида евреи вынуждены использовать вооруженную самозащиту и вправе рассчитывать на поддержку мировой общественности в их стремлении к созданию государственной самостоятельности.
Тем временем в еврейском самосознании (в первую очередь, у самих переселенцев и иммигрантов) уже вполне укрепилась реалистичная позиция относительно проблемы «насилие ? ненасилие». Осуществился отказ от мистического образа безропотной жертвы искупления, разрыв с позицией абсолютного пацифизма. Только решительная борьба против арабских террористов и энергичное давление на их покровителей ? англичан, владельцев мандата на Палестину, были способны сдвинуть с мертвой точки дело создания еврейского государства. Вслед за этой переменой в политическом самосознании палестинских евреев ими были приняты и практические меры. Они научились пользоваться оружием и становиться на охрану своих поселений. При этом зачастую они подражали арабам: носили арабские головные уборы, ездили верхом, опоясывались портупеями и патронташами. Они даже разговаривали на смеси арабского языка и идиш.
Эта перемена в политическом самосознании евреев в какой-то мере затронула и синагогу. В этом контексте любопытен штрих, связанный с переменой ритуала празднования иудейской Хануки. Традиционная синагога главное внимание в ритуале всегда уделяла эпизоду божественного чуда с кувшинчиком не оскверненного масла. Отныне же политические сионисты (а с ними и многие в синагоге) стали отмечать этот праздник как победу Маккавеев над греками и восстановление национальной независимости. Сионисты подталкивали синагогу и к прославлению еврейских ратных деяний. Героический эпос Израиля, как известно, располагал многочисленными персонажами в древности (Маккавеи, Бар-Кохба, зелоты и др.). Но теперь стали особо прославлять подвиги современных персонажей национального эпоса (например, евреев ? героических участников освободительных движений в Европе и Америке). Примером мужества стал и легендарный герой русско-японской войны, защитник Порт-Артура Иосеф Трумпельдор, который первым из евреев был удостоен офицерского чина в царской армии. В Палестине он командовал первым еврейским воинским отрядом самообороны и погиб в 1920 г. при отражении атаки арабских боевиков на поселение Тель-Хай.
Современная история приумножила примеры мужества евреев, преодолевших риторику пацифизма. Во время гражданской войны они активно сражались в Красной армии против белогвардейцев. В войсках антигитлеровской коалиции мужественно сражалось около полутора миллионов евреев, в том числе в рядах Советской армии воевало около полумиллиона евреев. Почти половина из них не вернулась с полей Великой Отечественной войны. Около двухсот тысяч евреев за проявленное мужество были Отечеством удостоены боевых наград. Свыше 130 воинам-евреям были присвоены звания Героя Советского Союза (четвертое место по численности среди героев других национальностей).
Фашисты, развязавшие Вторую мировую войну, в качестве одной из расистских целей ставили полное уничтожение евреев. Мирное еврейское население захваченных гитлеровцами стран не имело возможности активно сопротивляться фашистам и их приспешникам, так как с первого же дня оккупации подвергалось ожесточенным репрессиям и практически не имело тыловых баз. Фатализм, органически присущий вероучению иудаизма, тоже сыграл свою отрицательную роль. Тем не менее в условиях фашистской оккупации евреи (прежде всего, члены нерелигиозных партий ? коммунисты и бундовцы) смогли проявить решительность к сопротивлению. Свидетельство тому ? вооруженные восстания в гетто Варшавы и в других городах, захваченных гитлеровцами. Укажем и на активное участие евреев в партизанском движении. Так, на оккупированной фашистами территории СССР в этом движении мужественно участвовало не менее 30 000 человек.
Страшные уроки холокоста, в котором от рук гитлеровских террористов и их приспешников погибло более 6 миллионов евреев, а также продолжающийся арабский террор против палестинских поселенцев подтолкнули мировое общественное мнение к справедливому разрешению давно назревшей проблемы. В ноябре 1947 г. Организация Объединенных Наций, при особенно деятельной поддержке СССР, приняла постановление об образовании еврейского государства. Но уже 14 мая 1948 г., в день провозглашения Израиля, он сразу же столкнулся с агрессией со стороны шести арабских стран. Победа, одержанная Израилем в борьбе за независимость, была бы немыслима без большой помощи нашей страны, как в снабжении израильтян современным оружием, так и в подготовке военных кадров. В этой войне непосредственно участвовали советские танковые роты. Во многом благодаря поддержке ряда других демократических стран мира, молодое государство сумело одолеть первую совместную агрессию арабских стран, многократно превосходивших по численности население Израиля.
Но акты агрессии против Израиля повторялись многократно. 6 октября 1973 г. в Йом-Кипур, самый святой день еврейского календаря, армии Египта и Сирии одновременно напали на Израиль, когда практически большинство населения, в том числе и военнослужащие, в этот субботний день находились в синагогах. Рассказывают о таком случае. Узнав о нападении агрессоров, один из молящихся в синагоге солдат спросил у своего раввина, можно ли идти воевать в такой день. Раввин ответил: «Что, значит "идти", бежать надо!» Как известно, быстро отмобилизовавшись, израильтяне в течение недели отбросили агрессоров.
Вышеописанный эпизод свидетельствовал о том, что уроки современной истории привели к перемене в идеологии раввината. Синагога теперь стремится осуществлять миротворческое и милосердное служение как в национальном, так и международном масштабе. Она энергично противостоит пропаганде войны и насилия, равно как и различным проявлениям ненависти, способной спровоцировать братоубийственные столкновения. Для этого она обращается к власть имущим и к другим влиятельным слоям международного сообщества, а также прилагает усилия для организации переговоров враждующих сторон. Синагога выступает со множеством инициатив налаживания эффективной помощи страждущим от войн, стихийных бедствий, болезней и нищеты.
Итак, многие авторитетные иудейские теологи, а за ними и синагоги, решительно отошли от позиций архаичного пацифизма. Синагога отныне печется о евреях-воинах, воспитывая их в духе патриотизма и высокой нравственности. Так, КЕРООР (Конгресс российских религиозных еврейских общин и организаций) недавно заключил соглашения о сотрудничестве с вооруженными силами и правоохранительными органами в деле нравственного воспитания воинов и всемерного поддержания освященной многими веками традиции преданного служения России.
Невзирая на тактику террора арабских фанатиков, Израиль продолжает поддерживать библейские заповеди ненасилия. Разумеется, более всего он озабочен поддержанием мира и сотрудничества в отношениях с соседними народами. Правда, в стане правоверных иудеев и светских граждан Израиля тоже имеются некоторые фанатики, осуждающие эту стратегию. Они ссылаются на то, что миролюбивая политическая стратегия Израиля, его искреннее стремление к переговорам и справедливому урегулированию споров с соседями наталкиваются на постоянные противодействия. Действительно, многократные мирные инициативы Израиля до сего времени не находят должного понимания и адекватного отзвука со стороны палестинских деятелей, находящихся под давлением фанатиков-террористов. И десятилетиями непрекращающийся террор фанатиков вынуждает евреев к ответным силовым акциям. Но трезвомыслящие светские и религиозные деятели возрожденного еврейского государства все же терпеливо придерживаются этого политического курса. Они надеются, что органически присущи религии ислама здравомыслие и миролюбие возобладают над фанатизмом террористов, и на Ближнем Востоке, наконец, восторжествует мир.
См.: Военский К. Наполеон и борисовские евреи в 1812 г. СПб., 1906.
|