Логотип Российское Объединение исследователей религии (Russian Association of Scholars in Religion)
Логотип  Общероссийская общественная организация
Логотип
Логотип
Версия для печати

А.А. Скворцов (Москва)

Христианские истоки идеи ненасилия

Одним из самых влиятельных направлений в современной российской этике является теория ненасилия, основная идея которой выражается в категорическом неприятии насилия в качестве вида человеческой коммуникации. Согласно ее утверждению, между моралью и насилием не может быть точек соприкосновения, они ? принципиально противоположные типы человеческих отношений. Действительно, в обыденном языке само слово «насилие» обладает резко отрицательным смыслом, и мало кто в истории философской мысли хвалил насилие как воплощение добродетели. Без обращения к моральной философии, на уровне обыденного сознания совершенно очевидно, что в повседневной жизни мы должны всеми силами избегать применения насилия.

Однако вызывает опасение абсолютизм данной позиции: насилие ? всегда зло, ненасилие ? всегда благо. Тот же самый носитель обыденного сознания вправе спросить: неужели под видом нравственного учения нам предлагают не защищать Родину, не бороться с преступностью, не добиваться улучшения условий жизни? Получается антиномия: насилие следует морально осуждать, но иногда его применять все же надо, или ненасилие ? это идеал, но полное его торжество невозможно. И то и другое утверждение нетрудно доказать, используя при этом аргументы нравственного плана. Этот бесконечный спор нельзя разрешить в рамках одной статьи. Но такой задачи здесь и не ставится. Наша цель ? показать, как подобная антиномия решалась в евангельской этике; в той доктрине, которую сторонники теории ненасилия считают одним из столпов своего учения.

Идея ненасилия древнее Евангелия. Ее истоки восходят к важнейшему понятию индийской философии «ахимса», чей смысл принято понимать как «ненанесение вреда». В связи с этим большого уважения заслуживает проповедь ненасилия М. Ганди, поскольку названные идеи являются частью его национальной культуры. Однако представление о ненасилии, как именно отказ сопротивляться злу силой, пришло в европейскую культуру из Нагорной проповеди Христа. «Идеал ненасилия, сформулированный в Нагорной проповеди Иисуса Христа в качестве средоточия духовных усилий человека, обозначил резкий поворот в истории европейской культуры» , ? отмечает А.А. Гусейнов. В том, что в Евангелии встречаются такие идеи ? нет сомнения. С другой стороны, нет также сомнения в том, что Новый Завет ими не исчерпывается. Очевидно, что христианство показало ненасилие как одну из составляющих подлинной человеческой жизни. Одну, но, очевидно, не единственную! Сторонники ненасилия в защиту своей точки зрения приводят следующие фразы Христа Спасителя: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду…» (Мф., 5: 39?40), «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас…» (Мф., 5: 44), «все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф., 26: 52).

Те, кто не согласен с отождествлением Евангелия и теории ненасилия, приводят в качестве доказательства совсем иные фразы Иисуса: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф., 10: 34), а также слова Иоанна Крестителя, сказанные воинам: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием» (Лук., 3: 14). Но спор об отдельных предложениях совершенно бесполезен. Нельзя из Евангелия вырвать пару фраз и выдать их за смысл всего учения. И нельзя свою точку зрения подкреплять просто цитатами из Священного Писания, не вникая в его суть, поскольку при желании все приведенные выше примеры легко оспорить из контекста самого Нового Завета.

Приведем, например, толкование, данное Л.Н. Толстым: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб (Исход, 21:14), а я говорю вам, "не противься злому", сказано в 38 ст. V гл. Матфея. В стихах же 39 и 40, как бы предвидя те исключения, которые могут показаться нужными при приложении к жизни закона любви, ясно и определенно говорится, что нет и не может быть таких условий, при которых возможно бы было отступление от самого простого и первого требования любви: неделания другому того, чего не хочешь, чтобы тебе делали» . Л.Н. Толстой указывает, что слова Христа имеют абсолютное значение, хотя нельзя не видеть то обстоятельство, что в них говорится об угрозе моей собственной жизни. Но как быть, когда угрожают смертью моим ближним? Далеко не очевидно, что Христос советует нам подставить щеку под удар, предназначавшийся другому, т.е. призывает к ненасильственному сопротивлению.

Для сравнения с толкованием Л.Н. Толстого приведем иное мнение И.А. Ильина: «Призывая любить врагов, Христос имел в виду личных врагов самого человека ("ваших", "вас"; срв. Мтф. 5: 43?47; Луки 6: 27?28), его собственных ненавистников и гонителей, которым обиженный, естественно, может простить и не простить. Христос никогда не призывал любить врагов Божиих , благословлять тех, кто ненавидит и попирает все Божественное, содействовать кощунственным совратителям, любовно сочувствовать одержимым растлителям душ…» . Совершенно иной контекст, не правда ли? И такое толкование тоже имеет право на жизнь. А дальше И.А. Ильин несколько раз, обращаясь к евангельскому тексту, напоминает, какая участь ждет того, кто задумывает зло против детей: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф., 18: 6).

Точно так же различные толкования может вызвать фраза Христа: «все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф., 26: 52). Она еще не означает, что любой, кто берет в руки оружие ? погибший грешник. Во-первых, поскольку Христос, в отличие от Л.Н. Толстого, ни разу не осудил воинскую службу. Во-вторых, потому что Он сам советует своим ученикам взять меч: «продай одежду свою и купи меч» (Лук., 22: 36). Это фраза отчетливо свидетельствует, что Спаситель отнюдь не был пацифистом. Далее важно понять ситуацию, в которой было сказано про гибель от меча. Христос уже знает о состоявшемся предательстве Иуды и о своей близкой смерти на кресте. Но пророчества должны исполниться: «Ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: "и к злодеям причтен". Ибо то, что о Мне, приходит к концу» (Лук., 22: 37). Если бы Спаситель желал, Его Отец дал бы Ему «более, нежели двенадцать легионов Ангелов» (Мф., 26: 53). Но этого не требуется, как не требуется бессмысленная гибель его апостолов в схватке с войсками первосвященников. Все уже решено, и Христос будет распят, как бы ни были готовы пожертвовать собой его ученики. Христос прямо говорит об этом тем, кто невнимательно читает Евангелие: «Итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут. Да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого» (Иоан., 18: 8?9). Спаситель не желает смерти апостолов и поэтому говорит им: все, кто сейчас взял меч, погибнут.

Но это не значит, что все, кто в истории человечества сражались с оружием в руках, являются законченными злодеями. Подобная точка зрения была свойственна Л.Н. Толстому. Ссылаясь на Тертуллиана, он говорит: «Да и как воевать без меча, который отнял сам Господь? Неужели можно упражняться мечом, когда Господь сказал, что каждый взявшийся за меч от меча погибнет» . Однако Господь не отнимал меча. Он сказал: вложить его в ножны. Но незадолго до этого Он сам приказал ученикам купить мечи. Если бы вывод Толстого был правильным, тогда бы первым, кто погиб от меча, оказался бы апостол Петр, ведь именно к нему были обращены слова Христа. Но Петр не погиб и не стал злодеем; более того, ему были доверены Спасителем ключи от ворот рая. Даже если и предположить, что каждый, кто сражается с оружием в руках, обречен погибнуть, то это не значит, что он преступник, грешник, осужденный на адовы муки. Есть погибшие воины, к которым обращены слова самого Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан., 15: 13).

Все эти исследования в толковании смысла двух евангельских изречений были предприняты, дабы убедительно доказать: нельзя, основываясь на нескольких фразах, делать вывод об однозначном идейном сходстве Нового Завета и теории ненасилия. Дело не в том, что на одно евангельское изречение возможно привести несколько контрпримеров. Еще раз отметим: обосновывать или отказывать в обосновании теории следует не ссылкой на несколько фраз, а исходя из самой сути христианской философии.

А суть как раз заключается в принципиально иной этике, заложенной в Новом Завете. Она несколько отличается от морали ненасилия, делающей акцент преимущественно на характере действия. Этика Евангелия ? не нормативная, а аксиологическая. Она, на первый взгляд, полна противоречий, как сама жизнь. И разобраться в этих перипетиях возможно, основываясь на единственном правиле, ? утопия. Евангельская этика переносит нравственную оценку поступка с действия на мотив. Именно в этом заложен основной смысл Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано древним: "не убивай; кто же убьет, подлежит суду". А я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду…» (Мф., 5: 21?22). Христианское понимание добра и зла сводится не к типу действия (насилие или ненасилие), а концентрируется на внутренней направленности воли личности, т.е. либо на утверждение образа Божьего в человеке, либо на его разрушение.

Христианин должен воспитать свою душу в духе веры, любви и милосердия, а дальше: «…Дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мф., 7: 17), «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое» (Лук., 6: 45). Это важнейший момент: христианство ? религия любви, а не учение о ненасилии . Это благая весть о победе над смертью, а не над насилием. Можно погибнуть в бою и попасть в рай, а можно никогда в жизни не применить силы, но из-за глубокой внутренней испорченности обречь себя на вечные муки. Важнейшая черта евангельской этики заключается в том, что добро и зло существуют в душе человека до всякого поступка. И высшее выражение добра, доступное личности ? свободное обретение образа Христа, обожение. Тот, кто уверовал, кто возлюбил Спасителя, приняв его всем сердцем, обретает полноту бытия, подлинную жизнь ? «верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Иоан., 6: 47). Но внутренне блаженство невозможно без любви к миру, без деятельной помощи своим ближним. Творить добро по-христиански означает жить, как жил Христос и поступать, как Он. Нельзя сказать, что результат поступка не имеет значения. «…По плодам их узнаете их» (Мф., 7: 20). Но результат уже предопределен состоянием души человека.

Однако образ Добра, понятого как духовное совершенство, предполагает в качестве своем другой стороны (если угодно ? в качестве диалектической противоположности) ? непримиримость к злу. Христос, быть может, более чем кто-либо, призывал бороться со злом, корень которого лежит в греховных помыслах человека, в разрушении образа Божьего. Непримиримая борьба с грехом путем духовной и физической аскезы составляет важнейший пункт христианства. Некоторые «отцы Церкви» так и называли свои произведения по аскетике ? «Невидимая брань». Конечно, здесь речь идет не о насилии, а о собственном внутреннем принуждении. Разумеется, Христос нигде не призывает к насильственным действиям; это было бы ужасающим несоответствием самому духу Нового Завета. Но в Нем диалектически сочетаются как смирение, так и величие, как божественная любовь к ближнему и врагу, так и острое неприятие греха.

При этом в Евангелии встречается не только непримиримость Спасителя к греху, но и к грешникам, возомнившим себя праведниками. И первое, в чем она выражается, ? то, что грешник должен быть изобличен в своем заблуждении. Мы так часто встречаем в Священном Писании обращение Христа: «Горе вам, книжники и фарисеи, горе вам, горе вам…». Но далеко не всегда, как это прекрасно показал нам И.А. Ильин, следует ограничиваться устной отповедью. Богочеловек говорит совершенно определенно: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф., 7: 6). Высшие духовные святыни, составляющие основы человеческой жизни, нельзя отдавать на поругание! Именно в этом суть христианского решения антиномии, указанной нами вначале.

Тот, кто жертвует святынями ради даже самого возвышенного принципа ненасилия, обречен на гибель, как духовную, так и физическую. Если человек отдает то, ради чего жил, за что боролся и страдал, то его жизнь теряет всякий смысл; ему остается только умереть. Поэтому христианская философия говорит своим исповедникам: защищай образ Божий в себе и в других, сокрушай силы, направленные на разрушение в человеке образа Божьего. При этом не дается практической, нормативной регуляции, как защищать. Человеку предоставлена полная свобода в выборе средств, но он должен нести ответственность за свой выбор. В своей борьбе он не должен допускать ни греховных, эгоистических помыслов, ни излишнего насилия, явно превосходящего степень угрозы. И надеяться он должен не на силу оружия, а на силу Правды, которую он защищает с оружием в руках. Христианин бы сказал, что надеяться надо на Бога, о чем и говорится в самом Евангелии: «Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; Когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лук., 11: 21?23). Отметим: здесь не утверждается требование отказаться от защиты своего дома с оружием в руках. Не говорится, что оборона посредством меча недопустима, поскольку сам меч ? несомненное зло.

Христос Спаситель говорит, что эта оборона должна обращаться за Божьей помощью и уповать только на нее. Конечно, современная теория ненасилия, светская по своим мировоззренческим установкам, отнеслась бы критически к подобным размышлениям. Но спор сейчас идет не о вере, а о том, что Евангелие однозначно не отрицает сопротивление посредством насилия. И, кстати, если христианская этика исходит из того, что Спаситель ? абсолютный пример для подражания, тогда каждый христианин должен идти в самый огонь, на самые страшные муки, как это сделал сам Христос. Именно своим последователям обращены Его слова: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Иоан., 16: 33). Совершенно не в духе Евангелия стремление к личной праведности, в ущерб своим ближним, т.е. исповедовать мораль бегства (выражение И.А. Ильина). К такой праведности стремились книжники и фарисеи. Назначение христианина в мире иное: он не боится взять на себя вину и грех, поскольку знает, что есть искупление вины и греха. Тем более заслуживает он искупления и прощения, когда Бог посылает ему тяжкие испытания на верность и силу духа. Прекрасно об этом говорит И.А. Ильин: «При объективном отсутствии праведного исхода самая проблема его оказывается ложною и самое искание его становится безнадежным делом, за безнадежностью которого иногда с успехом укрывается робость и криводушие. Напротив, мужество и честность требуют здесь открытого приятия духовного компромисса … Это есть бескорыстное приятие своей личной неправедности в борьбе со злодеем как врагом Божьего дела» .

Если утверждать, что христианство выдвинуло идеал ненасилия, то это справедливо только в качестве реакции на личные обиды и опасность для собственной жизни человека. Но нигде в Евангелии Христос не призывает однозначно к ненасильственному сопротивлению ради спасения жизни невинных жертв, ради защиты святынь, без которых невозможна подлинно человеческая жизнь. Выбор средств сопротивления Он оставляет на усмотрение самого христианина. И нельзя однозначно утверждать, что Он целиком отвергает обязанность ответить силой на зло. Пример с насильственным изгнанием торговцев из храма это очевидно показывает. Христианство, в отличие от теории ненасилия, как раз указывает на границу, за которой ненасилие лишь усугубит зло. И эта граница определяется именно как та святыня, которую нельзя давать на растерзание псам. Святыня ? это и есть абсолютное добро, образ Божий в человеке. Разумеется, никто из смертных не может утверждать, что обладает им в полной мере, т.е. полностью смог согласовать свою волю с божественной. И никто не в праве утверждать, что до конца постиг образ Совершенства, представленный Христом. Но если мы отказываемся от монополии на истинное, абсолютное знание о добре и зле, то это не значит, что не надо действовать, когда мы встречаемся с несомненным злом. И не значит, что после того, как все ненасильственные средства убеждения будут исчерпаны, надо принцип ненасилия поставить выше защиты всего, что нам дорого, что составляет основу нашей жизни.

Гусейнов А.А. Этика ненасилия // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 72.

Толстой Л.Н. Закон насилия и закон любви // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. М., 1956. Т. 37. С. 173.

Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. М., 1996. Т. 5. С. 142. ( Курсив И.А. Ильина .)

Толстой Л.Н. Закон насилия и закон любви // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. М., 1956. Т. 37. С. 189.

Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. М., 1996. Т. 5. С. 205. ( Курсив И.А. Ильина .)


      © 2004 — 2009 Дизайн — Студия Фёдора Филимонова
      © 2004 — 2009 Содержание — “Объединение Исследователей Религии” —при использовании материалов сайта ссылка обязательна.