Логотип Российское Объединение исследователей религии (Russian Association of Scholars in Religion)
Логотип  Общероссийская общественная организация
Логотип
Логотип
Версия для печати

В.О. Лобовиков (Екатеринбург)

Универсальная ценность и границы ненасилия и толерантности: морально-правовые операции в алгебре формальной этики

Настоящая статья посвящена исследованию насилия и ненасилия, агрессии и защиты, открытости и закрытости, беззащитности и защищенности, попущения и пресечения, сопротивления и непротивления, толерантности и интолерантности. Однако в отличие от подавляющего большинства работ, посвященных указанной тематике, данная статья имеет своим предметом не содержательный, а формальный аспект этики упомянутых нравственных явлений. От конкретно-исторического и классового содержания морали и права мы будем систематически абстрагироваться, сосредоточивая свое внимание на неизменных (внеисторических) и общечеловеческих (неклассовых) морально-правовых структурах деятельности. Общеизвестно, во-первых, что по содержанию морально-правовые оценки относительны (т.е. зависят от оценивающего субъекта ). Во-вторых, по содержанию они изменчивы (т.е. зависят от исторического контекста). Однако оценки некоторых (только некоторых, а не всех) морально-правовых форм являются абсолютными , т.е. инвариантными относительно любых изменений субъекта морально-правовых оценок содержания этих форм. Именно эти и только эти (а отнюдь не все) морально-правовые формы являются универсальными (вечными и повсеместно действующими) формально-этическими законами, т.е. абсолютными ценностями (или, иначе говоря, неизменно позитивными морально-правовыми формами свободной деятельности).

В данной работе в качестве метода исследования используется математическое моделирование. В этом процессе формальная этика предстает как ее двузначная алгебра, в которой «насилие» и «ненасилие», «агрессия» и «защита», «открытость» и «закрытость» рассматриваются как бинарные алгебраические операции, определенные на множестве поступков. Многие философы скептически относятся к любым попыткам математического моделирования системы «вечных истин морали и права». Тем не менее попытки эти время от времени предпринимаются, начиная с античности (Платон) и до нашего времени. Конкретную попытку Б. Спинозы построить «этику, доказанную в геометрическом порядке», вряд ли можно признать удачной . Но сама по себе абстрактная идея о возможности и целесообразности «математики добра (и зла)» вполне жизнеспособна и может прогрессивно развиваться. А. Уайтхед убедительно обосновывает мысль о принципиальной возможности и необходимости «математики добра», хотя и не предпринимает никакой конкретной попытки ее построить .

Несмотря на очевидную дискуссионность, математическая этика имеет право на существование и прогрессивное развитие. Мы воспользуемся этим правом для математического моделирования формально-этического аспекта насилия и ненасилия с помощью двузначной алгебры поступков.

Как и многие другие выдающиеся сторонники математизации этики, Б. Спиноза стремился к логически строгим рассуждениям о добре в самом общем виде, подобно тому, как это имеет место в математике. От исторически изменяющегося и относительного содержания морали он стремился абстрагироваться, концентрируя свое внимание на неизменной и абсолютной форме. Однако ориентированные на идеал логико-математической строгости рассуждения Платона, Г. Гроция, С. Пуффендорфа, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница, А.Н. Уайтхеда и других мыслителей о добре представлены в их сочинениях исключительно на естественном языке, известном своими многочисленными недостатками. Эти недостатки в значительной мере ограничили возможности упомянутых мыслителей в деле создания математической этики. Поэтому существенное уточнение и развитие их взглядов на добро означает необходимость перехода к систематическому использованию искусственных языков и собственных понятий математики («функция», «переменная», «алгебра» и т.п.).

Именно к этому мы сейчас и переходим, имея в виду вполне конкретную область приложения указанных понятий ? теорию насилия и ненасилия. В содержательном плане ориентиром для нас будет концепция ненасилия, развитая А.А. Гусейновым . Ярчайшим примером насилия является война. Нападение (наступление) и защита (оборона), разделение на части и соединение частей ? основные виды военных действий . В настоящее время в научной литературе уже осуществлено рассмотрение этих действий как унарных операций (ценностных функций от одной переменной) в алгебре формальной этики . Однако рассмотрение агрессии (нападения) и защиты (обороны) в качестве бинарных операций (ценностных функций от двух переменных) в этой алгебре еще не осуществлялось. Данное исследование имеет целью ликвидировать указанный пробел в связи с обсуждением универсальных формально-этических ограничений (пределов) насилия и ненасилия. Чтобы иметь возможность точно формулировать и обсуждать эти ограничения, необходимо вначале определить основные понятия алгебры формальной этики.

По поводу данной работы у редколлегии возникли сомнения о принципиальной возможности приложения математики к неподдающимся формализации категориям этики и, соответственно, о трудностях перевода приведенных в статье таблиц и результатов на язык нашей гуманитарной дисциплины. И все же было решено опубликовать эту статью в расчете на особо эрудированного и проницательного читателя.

См.: Спиноза Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке // Спиноза Б. Избранное. Минск, 1999. С. 313?590.

. См.: Уайтхед А.Н. Математика и добро // Уайтхед А.Н. Избр. работы по философии. М., 1990. С. 322?336.

См.: Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 2005; Гусейнов А.А., Дубко Е.Л. Этика. М., 2004.

См.: Клаузевиц К. фон. О войне. М., 1937.

См.: Лобовиков В.О. Математическая логика естественного права и политической экономии. Екатеринбург, 2005.

Алгебра формальной этики (синоним ? алгебра поступков) строится на множестве поступков. Поступками называются любые (индивидуальные или коллективные) свободные действия, являющиеся либо хорошими, либо плохими. Нравственно нейтральные действия не принадлежат множеству поступков. От факта существования нейтральных действий алгебра поступков абстрагируется. Алгебра формальной этики ? математика свободы, ибо ее предметом являются только свободные действия. На множестве поступков определяется множество унарных и бинарных алгебраических операций, представляющих собой морально-правовые ценностные функции. Областью допустимых значений (ОДЗ) переменных этих функций является двухэлементное множество {х, п}. Оно же является областью изменения значений этих функций. Символы х и п обозначают морально-правовые значения поступков, соответственно, «хорошо» и «плохо». Буквы а , в , с обозначают морально-правовые формы (поступков). Простые морально-правовые формы ? независимые нравственные переменные, а сложные формы ? морально-правовые ценностные функции от этих переменных.

Алгебра формальной этики (алгебра поступков) ? дискретная математическая модель ригористической (двузначной) формальной этики (формальной философии естественного права и морали). В этой модели строго определяется и систематически исследуется в самом общем виде формально-этический (ценностно-функциональный) аспект человеческой деятельности. Точное определение и подробное рассмотрение алгебры поступков (алгебры формальной этики) содержится в монографиях автора, к которым можно обратиться, заинтересовавшись ее деталями . В данной работе ограничимся определениями лишь некоторых основных понятий алгебры поступков.

Введем в язык этой алгебры следующие обозначения. Верхние числовые индексы, начиная с числа 2, служат для различения бинарных операций, обозначенных одной и той же буквой. Символ Оав обозначает бинарную морально-правовую операцию «оборона (защита) а от в ». Символ О 2 ав ? обратную ей бинарную морально-правовую операцию «оборона (защита) в от а ». Нав обозначает бинарную морально-правовую операцию «наступление (нападение, атака) в на а ». H 2 ав ? бинарную морально-правовую операцию « обратное наступление а на в , т.е. контрнаступление (контратака) а на в ». Сав ? «реакция действием в на действие а , т.е. совершение в в ответ на совершение а ». С 2 ав ? « обратная реакция действием а на действие в , т.е. совершение а в ответ на совершение в ». Кав ? «соединение (объединение) в и а ». S ав ? «разделение (разъединение) в и а ». Эав ? «исправление (чего) а на (что) в ». Уав ? «управление (объектом) а , осуществляемое (чем, кем) в ». У 2 ав ? « обратное управление (объектом) в , осуществляемое (чем, кем) а ». Тав ? «регулирование (объекта) а (чем, кем) в ». Зав ? «замена, замещение (чего) а на (что) в ». Иав ? «изменение, преобразование (объекта) а , осуществляемое (чем, кем) в ». Z ав ? «разрушение, уничтожение (объекта) а , осуществляемое (чем, кем) в ». Рав ? «разведка, т.е. познание (объекта) а , осуществляемое (чем, кем) в ». Р 2 ав ? « обратная разведка, т.е. познание (объекта) в , осуществляемое (чем, кем) а ». Хав ? «контрразведка (чья) а против в , т.е. защита (оборона) а от познания (объекта а ), осуществляемого (чем, кем) в ». Ьав ? «контроль над (чем, кем) а , осуществляемый (чем, кем) в ». V ав ? «насилие над (чем, кем) а , осуществляемое (чем, кем) в ». G ав ? «ненасилие (чего, кого, чье) а над (чем, кем) в . W ав ? «война (борьба) в с (против) а ». Мав ? «мир (чей) а с в ». Da в ? «открытие (открытость), раскрытие (чего, кого) а для (перед) в ». Ш a в ? «закрытие, закрытость а для (от, перед) в ». Я a в ? «защищенность а от в ».

Кроме того, введем в язык алгебры формальной этики следующие символы. Ф a в ? «беззащитность а перед (для) в ». Л a в ? «слабость а перед в ». Ц a в ? «сила в перед а ». Дав ? «победа в над а ». Бав ? «поражение (чего, кого) а от (перед) в ». Гав ? «господство, начальство (господин, начальник) в над а ». Вав ? «власть в над а ». Чав ? «подчинение, подчиненность (чего, кого) а (чему, кому) в ». I ав ? «непротивление (чего, кого, чье) а (чему, кому) в ». Юав ? «рабство (чего, кого) а (т.е. бытие рабом) перед (чем, кем) в ». Жав ? «служение (чего, кого) а , т.е. бытие слугой, (чему, кому) в ». R ав ? « c о(противление), противодействие (чего, кого) а (чему, кому) в ». Пав ? «преодоление (чего) а (чем, кем) в ». U ав «применение (приложение) силы (чего, кого) в к (против) а ». L ав ? «право (чье) в против а (т.е. право в как нападение на а )». L 2 ав ? « обратное право (чье) а против в (т.е. право а как нападение на в )». Аав ? «право (чье) а как защита от в ». A 2 ав ? «право (чье) в как защита от а ».

Наконец, введем (в язык алгебры поступков) следующие символы. Щ 2 ав ? «сосуществование (совместное существование) поступков а и в ». Y 2 ав ? «совместное несуществование (обоюдное небытие) поступков а и в ». W 2 aв ? «взаимоуничтожение (взаимное разрушение, обоюдная аннигиляция) а и в ». T 2 aв ? «взаимопорождение (взаимное созидание, обоюдное творение) а и в ». Б 2 ав ? «безумие, глупость а перед в ». R 2 ав ? «ум, разум (ность) в в отношении к (перед) а ». Ч 2 aв ? «учет (чего, кого) а (чем, кем) в ». D 2 aв ? «ограничение, определение (чего, кого) а (чем, кем) в ». Х 2 aв ? «обход (чего, кого) а (чем, кем) в ». И 2 aв ? «окружение, изоляция (чего, кого) а (чем, кем) в ». S 2 aв ? «разделение, расчленение (чего, кого) а (чем, кем) в ». В 3 aв ? «воздержание и от а и от в ». П 3 aв ? «пресечение и а и в ». А 3 aв ? «автономия (независимость) а от в ». А 4 aв ? «автономия (независимость) в от а ». Т 3 aв ? «толстовская реакция (чем) а на (что) в ». Т 4 aв ? «толстовская, реакция (чем) в на (что) а ». С 3 aв ? «свобода (чего, кого) а от в ». С 4 aв ? «свобода (чего, кого) в от а ». С 5 aв ? «свобода и от а и от в ». О 3 aв ? «отступление, отход, уход (чего, кого) а перед (чем, кем) в ». О 4 aв ? «отступление, отход, уход (чего, кого) в перед (чем, кем) а ». Ценностно-функциональный смысл перечисленных бинарных операций в алгебре поступков определяется следующей таблицей 1, разделенной на части.

Таблица 1 (часть 1)

а

в

Оав

О 2 ав

Нав

Н 2 ав

Сав

С 2 ав

Кав

S ав

Эав

Уав

У 2 ав

х

х

х

х

п

п

х

х

х

п

п

п

п

х

п

х

п

п

х

п

х

п

х

п

п

х

п

х

п

х

х

п

х

п

п

х

х

х

п

п

п

х

х

п

п

х

х

п

х

п

п

п

Таблица 1 (часть 2)

а

в

T ав

Зав

Иав

Z ав

Рав

Р 2 ав

Хав

Ьав

V ав

Ga в

W ав

х

х

п

п

п

п

п

п

х

п

п

х

п

х

п

п

п

п

п

п

х

х

п

п

п

п

п

х

х

х

х

х

х

п

п

х

х

х

х

п

п

п

п

п

п

п

п

х

п

п

х

п

См.: Лобовиков В.О. Математическое правоведение. Ч. 1: Естественное право. Екатеринбург, 1998.

Таблица 1 (часть 3)

а

в

Мав

D ав

Щав

Яав

Фав

Лав

Цав

Дав

Бав

Г a в

Вав

х

х

х

п

х

х

п

п

п

п

п

п

п

х

п

х

п

х

х

п

п

п

п

п

п

п

п

х

п

х

п

п

х

х

х

х

х

х

х

п

п

х

п

х

х

п

п

п

п

п

п

п

Таблица 1 (часть 4)

а

в

Чав

I ав

Юав

Жав

R ав

Пав

U ав

L ав

L 2 ав

Aa в

A 2 ав

х

х

п

п

п

п

х

п

п

п

п

х

х

х

п

п

п

п

п

х

п

п

п

х

х

п

п

х

х

х

х

х

п

х

х

х

п

п

х

п

п

п

п

п

п

х

п

п

п

п

х

х

Таблица 1 (часть 5)

а

в

Щ 2 ав

Y 2 aв

W 2 aв

Т 2 ав

Б 2 ав

R 2 ав

Ч 2 ав

D 2 ав

Х 2 ав

И 2 ав

S 2 ав

х

х

х

п

п

х

п

п

п

п

п

п

п

х

п

п

п

п

п

п

п

п

п

п

п

п

п

х

п

п

п

п

х

х

х

х

х

х

х

п

п

п

х

х

п

п

п

п

п

п

п

п

Таблица 1 (часть 6)

а

в

В 3 ав

П 3 aв

А 3 aв

А 4 ав

Т 3 ав

Т 4 ав

С 3 ав

С 4 ав

С 5 ав

О 3 ав

О 4 ав

х

х

п

п

х

х

х

х

х

х

п

п

п

х

п

п

п

х

п

х

п

х

п

п

п

х

п

х

п

п

п

х

п

х

п

х

п

х

п

п

п

х

х

п

п

п

п

п

п

х

п

п

Теперь введем в язык алгебры естественного права обозначения некоторых унарных морально-правовых операций над поступками. (Верхний числовой индекс 1 указывает на то, что операция является унарной.) Пусть Е 1 а обозначает унарную морально-правовую операцию «единение (единство, консолидация) деятельности а ». Р 1 а обозначает унарную морально-правовую операцию «разделение, расчленение (чего) а ». Б 1 а ? «существование, бытие (чего) а ». Н 1 а ? «небытие (чего) а ». V 1 a ? «уничтожение, разрушение (аннигиляция) а ». П 1 a ? порождение, создание (творение) а ». В 1 а ? «воздержание от (чего) а ». Ч 1 а ? «пресечение (чего) а ». А 1 а ? «автономия (независимость) деятельности а ». F 1 а ? «свобода (независимость) от (чего) а ». L 1 а ? «свобода для (чего) а ». Ж 1 а ? «неожиданность (сюрприз), внезапность (чего) а ». Ь 1 а ? «спонтанность, самопроизвольность (чего) а ». У 1 а ? «успех (чего, кого) а ». Ценностно-функциональный смысл этих унарных морально-правовых операций определяется в алгебре этики следующей таблицей 2.

Таблица 2

а

Е 1 а

Р 1 а

Б 1 а

H 1 a

V 1 a

П 1 а

В 1 а

Ч 1 а

А 1 а

F 1 а

L 1 а

Ж 1 а

Ь 1 а

У 1 а

х

х

п

х

п

п

х

п

п

х

п

х

х

х

х

п

п

х

п

х

х

п

х

х

п

х

п

п

п

п

Алгебра этики не сводится к множеству поступков с определенными на нем унарными и бинарными морально-правовыми операциями над поступками. Она включает в себя также некоторое формально-этическое отношение тождества (эквивалентности), определенное на множестве поступков (и морально-правовых форм поступков). Символ «а=+=в» обозначает отношение: «поступок, имеющий морально-правовую форму а , формально-этически равноценен поступку, имеющему морально-правовую форму в ». Согласно определению, принятому в алгебре этики, поступки называются формально-этически равноценными, если и только если формально-этически равноценными являются их морально-правовые формы . В свою очередь, морально-правовая форма а называется формально-этически равноценной морально-правовой форме в , если и только если эти морально-правовые формы ( а и в ) принимают одинаковые морально-правовые значения ? х (хорошо) или п (плохо) ? при любой возможной комбинации морально-правовых значений переменных, входящих в эти морально-правовые формы. С помощью данных выше определений можно обосновать в алгебре поступков морально-правовые уравнения (формально-этические эквивалентности), связывающие определенные выше алгебраические операции друг с другом. Эти уравнения характеризуют формально-этические свойства исследуемых явлений, устанавливая (вместе с приведенными выше ценностными таблицами) точные границы (пределы) обороны (защиты) и агрессии (нападения), открытости и закрытости, толерантности и нетолерантности, насилия и ненасилия.


      © 2004 — 2009 Дизайн — Студия Фёдора Филимонова
      © 2004 — 2009 Содержание — “Объединение Исследователей Религии” —при использовании материалов сайта ссылка обязательна.